РОК: больше, чем просто музыка О таком направлении в искусстве, как РОК написано немало исследований. Но преобладающее их число посвящено его истории, как музыкального направления, выраженного в творческой активности групп или солистов на определённых этапах. И мало кто пытался затронуть его глубинную суть, мировоззренческую сторону. РОК-музыка имеет массу поклонников, среди которых подавляющее число - наша молодёжь. РОК – команды своим нетрадиционным взглядом на многие проблемы, социальной тематикой, достаточно сильными и глубокими, по сравнению с другими жанрами, текстами песен и, наконец, мощной энергетикой буквально сотрясают концертные площадки. Но многие ли из нас понимают смысл этого направления?
Да, все мы чувствуем в душе что-то близкое родное, когда звучат любимые композиции. Да, немало людей могут раскрыть смысл той или иной песни или доказать его отсутствие. Да, кто-то из нас, разобравшись в себе, может популярно объяснить кому-нибудь, за что ему нравится та или иная песня. Но мало, кто задумывается о том, что стоит за таким субкультурным направлением, как РОК, мало кто пытается оценить его философскую основу, настроение, ценности, его силу и слабость.
РОК – это не только стиль в музыке, это определённая система взглядов на жизнь. Он – закономерное дитя своего времени. В словаре русского языка этот термин переводится, как «злая судьба», «обречённость». Основные идейные истоки РОКА восходят к середине 19 века. И связаны они с «философией пессимизма», которую отразили в своих трудах А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор (стремление к воле, человек – человеку - волк и т.п.), а затем - философы – экзистенционалисты (Н. Бердяев, Ж. Сартр, Б. Рассел, М. Хайдеггер и др.), которые в своих трудах в корне переосмыслили основные проблемы человеческого Бытия.
Начало 20 века учёные характеризуют, как цивилизационный кризис, в основе которого лежал кризис европейской культуры. Стоит отметить такие его проявления, как разочарование в христианских идеалах, богоискательство, мистицизм, иррационализм, пренебрежение системой демократических ценностей и идеалами гражданственности. Всё это и повлияло на идейную основу нового стиля. Для появления РОКА оказались необходимыми две основных предпосылки: это КРИЗИС веры (отсюда и нравственные шатания) и господство категории «свободы» в умах людей.
Принято считать, что родиной РОКа являются США. Затем, достигнув Европы, он моментально попал на благодатную почву. Как идейный стиль, он начал формироваться в двадцатые-тридцатые годы недавно минувшего века, в период между двумя мировыми войнами, когда царила, с одной стороны, эйфория по поводу окончания войны, с другой стороны, ожидание чего-то ещё более страшного и ужасного, чем было раньше. На западе, образно говоря, царило праздничное настроение, которое грозило оборваться в любую минуту. И было от чего. С конца 20-х гг. цивилизации сострясались от различных экономических и политических кризисов; фашисты, коммунисты с идеей глобальной революции и милитаристы различных мастей, недовольные дележом послевоенной Европы грозили нарушить и без того уже неустойчивый мировой порядок. В этот период, к примеру, появляется книга Освальда Шпенглера «Закат Европы». Желание веселиться в предчувствии мрачной перспективы и повлияло на идейную основу стиля. Поэтому вполне объяснима «дисгармония» пессимистичных текстов и мажорной музыки, прослеживающаяся в подавляющем большинстве РОК-композициях. Принадлежность к РОКу определяется не столько словами и музыкой, сколько общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе Рок – поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для РОК – музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что РОК – крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Как музыкальный стиль, РОК - это дитё ДЖАЗА. Постепенно отпочковавшись от него, он с 40-50-х стал вполне самостоятельным направлением музыки, правда, унаследовав от своего "родителя" ряд общих музыкальных черт (в гармонии, ритмике и др.).
Сложно очень дать оценку зарубежному РОКу русскому человеку. Мало знать иностранные языки, чтобы понять суть песен. Мало знать перевод песен, который, зачастую, бывает лишь приблизительный. Песни надо прочувствовать, надо знать национальные особенности народов, представители которых доносят до нас своё творчество. Поэтому для нас легче всего обратиться к русскому РОКу.
Кто-то может с пеной на губах спорить, что русского РОКа нет, а иже с ним русского ДЖАЗА, ШАНСОНА, РЭПа и т.п... Но говорить, что в РОК - это полностью заимствованный стиль, чуждый по духу русскому человеку, довольно, неразумно. "Зёрна" РОКа прорастали и в нашей стране на ниве РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН о горькой нелёгкой судьбе простого человека ("Эй ухнем", Ой то ни вечер то ни вечер", "Чёрный ворон"). То, что "зёрна" данного стиля дали первые "всходы" на другом материке не даёт оснований утверждать, что "РОК-культура" - понятие чисто американское. [color=yellow]Но пока общественная мысль не придумала другого музыкальному направлению, в составе которого группы "Машина времени", "Аквариум", "Зоопарк", "Алиса", "Кино", "ДДТ" и др. - оно будет называться именно так.
РОК-музыка просочилась в Советскую Россию с большим опозданием: лишь на рубеже 50-60-х гг. И это неудивительно. Установление в начале 30-х гг. советским правительством "железного занавеса" (запрет выезжать за границу), Вторая Мировая война, а после неё и начальный период "холодной войны", борьба с космополитизмом (с поклонением иностранному или с предпочтением отечественного иностранному) оторвали нашу культуру от мировой.
Поэтому, появившийся в России РОК, наряду с бардовской песней и джазом был дуновением свежего ветра в затхлой устоявшейся атмосфере ОФИЦИАЛЬНОЙ песенной культуры. Последняя, своими сочинениями на заданную тему, вычурностью, неумеренным пафосом, конечно же, не могла удовлетворить потребности слушателей.
Да, темы патриотизма, гражданственности, дружбы, любви и лёгкой ностальгии – прекрасные, трогающие душу и, в принципе, были нужными для воспитания нового поколения. Но ведь не только ими ограничивались духовные потребности людей. О многом замалчивала (и продолжает замалчивать сейчас) наша эстрада. От многих песен так и веяло фальшью, лизоблюдством и лакировкой действительности. А тёплая и светлая искренняя романтика бардов-шестидесятников, далекая от политики и оторванная от повседневного быта, лишённая нот протеста против окружающей действительности стала тесной, непонятной и даже чуждой очередному поколению. Его уже не так тянули костры, палатки, энтузиазм и походы, как волновали вопросы: "Почему мы так живём"? "Почему реальность, которую я вижу каждый день, не отражаются в песнях"? И, наконец, вопрос: "Почему я себя не вижу и не слышу в этих песнях"? И вот этот поиск молодым поколением чего-то нового, необычного, чистого, искреннего, но в тоже время живого, повседневного, энергичного, ритмичного и дали возможность РОК - музыке
Поначалу представители отечественного РОКа лишь исполняли произведения зарубежных авторов (чаще всего - BEATLES или Rolling Stones) или слепо подражали им в своём творчестве. Лишь гораздо позже, развиваясь, на смену «казённому», пришёл наш собственный, «осмысленный» РОК. Его основные составляющие (три гитары (ритм, соло, бас) и ударные) стали классической основой в оформлении данного музыкального стиля. Позже, привычным делом для него стало использование клавишных. Некоторые РОК-коллективы для придания своим композициям некой изюминки "разбавляли" классический рок-набор инструментов, кто флейтой, кто виолончелью, кто скрипкой, кто губной гармошкой и это только приветствовалось, так как, во-первых, насыщало сам стиль, во-вторых, вызывало одобрительную реакцию среди его поклонников.
На творческую активность старшего поколения русского РОКа, помимо их зарубежных кумиров, оказали влияние четыре выдающихся фигуры эпохи двадцатого века. Это А. Вертинский, А. Галич, Б. Окуджава и В. Высоцкий. Александр Вертинский- как родоначальник авторской песни, умением доносить свои песни до слушателей, Александр Галич и Владимир Высоцкий- своей смелостью, энергетикой, актуальной и социальной тематикой, Булат Окуджава - мощью и красотой стихотворной основы песен.
Период с середины 70-х до конца 80-х на данный момент считается пиком развития отечественного РОКа. Именно по этому периоду стало возможным характеризовать данное направление как окончательно утвердившееся в музыке и социальной жизни и выделить его особенности. Итак, классическому русскому РОКу были присущи:
1. СИЛА СЛОВА.
Из всех отечественных песенных жанров по силе текстовой и подтекстовой основы песен РОК считается одним из ведущих стилей, конкурируя, разве что, с БАРДОВСКОЙ ПЕСНЕЙ. Непривычные для слуха метафоры, новизна тематики, творческая смелость и позволяли рождаться оригинальным песням. В РОК надо именно вслушиваться, чтобы его понять. Конечно, могут быть непереводимые на язык смысла, (хоть и не теряющие от этого свой колорит) ассоциации, типа "алюминивые огурцы". Но тем не менее, РОК является ОБРАЗНЫМ стилем, который предполагает не слепое движение под музыку, а, в первую очередь, вдумчивость. Ведь коренное отличие РОКа от эстрады в том, что он не является развлекательным. Но вот какой парадокс складывается: социальная проблематика РОКа предполагает работу мысли, а энергичная музыка тянет двигаться, потанцевать. Вернёмся к этому парадоксу позже.
2. ИСКРЕННОСТЬ.
Этот стиль был сам себе хозяином. Ему не диктовали высокопоставленные дяди и тёти ЧТО, КАК и о ЧЁМ надо сочинять и петь. Музыканты вместо "сочинений на заданную тему" смогли себе позволить петь о том, что их действительно волнует. РОК объявил войну фальши и своим творчеством стал рисовать настоящую жизнь простого человека. Под его звонкие энергичные ритмы потянулись молодые правдоискатели с наивным желанием вывести свой народ из состояния затянувшейся спячки и задуматься над проблемами, на которые общество привыкло закрывать глаза. Именно искренность, стремление показать ПРАВДУ ЖИЗНИ в обнажённом виде, позволила зёрнышкам РОКа прорасти до пышного спелого колоса. Но.......
Почему - то РОК стремился показать только ту Правду Жизни, о которой говорить не привыкли, которая замалчивалась. Как будто бы Правда Жизни - всегда мрачная и безрадостная и другой она быть не может. Поднимая и раскрывая "тёмные" стороны нашего прошлого, настоящего и будущего, РОК замалчивает обо всех её "светлых" сторонах.
3. НОНКОМФОРМИЗМ.
РОК по своей сути был оппозицией по отношению к официальной культурев целом и бросил вызов обществу. Это проявилось не только в особой музыке и стихах, но и в поведении на сцене, манере одеваться, в названиях коллективов и т.п. Образно выражаясь, РОК был полуподпольным в Советском Союзе, а "рокеры" - революционерами (или оппозиционерами) в общественной жизни. РОК, в принципе, только в таких условиях и смог бы держать "свою марку". Вспоминается шуточная песня В. Асмолова "Панки", слова которой, утрированно выражаясь, можно применить ко всему РОКу в целом:
К солнышку панки поставили тапки, выйдя на свет из подполья и тьмы
И на подвале своём написали: "Мы - НЕФОРМАЛЫ, ФОРМАЛЫ - НЕ МЫ!"
Настоящий РОК, в идеале, в вечной оппозиции, некий ИРОНИЧЕСКИЙ прокурор общественной жизни, правда, склонный иногда сгущать краски. А его непримиримую идейную позицию можно выразить строчкой из песни Егора Летова "Я всегда буду против". Пойдя на компромисс с официальной культурой, РОК бы потерял себя, либо ударил в грязь лицом, что по сути - одно и тоже. А официальная культура, кстати сказать, не мирилась с подобным явлением, время от времени совершая нападки на неугодный им стиль. Про РОК выходили разгромные статьи (например, "Рагу из синей птицы" 1982 г. и др.).
Вообще, с точки зрения большинства представителей старшего поколения и "прикормленных" властью критиков, РОК считался БОЛЕЗНЬЮ молодёжи.
4. КАСТОВОСТЬ.
РОК- закрытый стиль. Чтобы оставаться "своими", РОК-музыканты должны были соблюдать его "чистоту". Сотрудничество с официальной культурой могло сильно испортить репутацию любого представителя данного направления. Яркий пример тому - Андрей Макаревич, которого многие его назвали "предателем" за творческую деятельность на государственном поприще. Исполнять песни других жанров для РОК-музыканта было неприемлимо (исключение делалось лишь для классики и джаза). Равно, как и выступать в концертах-"солянках". Причём, данная тенденция имеет место и до сих пор. На "Нашем радио", в отличие от других радиостанций, звучит лишь музыка сугубо одного направления - РОК, а РОКеру, исполняющий ПОП, РЭП или ШАНСОН реально грозит потеря уважение в рядах своих поклонников и "коллег по цеху". Слишком глубока пропасть между РОКом и другими направлениями, в которых есть то, что последний просто неприемлет. Например: "розовые очки" ПОП - МУЗЫКИ, отсутствие мелодичных красок и "пацифизм" РЭПа, примиренчество с окружающей жизнью и вечный позитив с лёгкой грустью БАРДОВ, взрослые сюжетные темы ШАНСОНА с примесью "блатняка". Разве что с ДЖАЗОМ ("папой") и РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ ("мамой") русский РОК объединяют чисто родственные связи. РОК - это КАСТОВЫЙ стиль.
5. ИНДИВИДУАЛИЗМ.
С этим может кто-то упрямо спорить, но придётся признать, а РОК - чисто субъективный стиль. Он не признаёт системы общечеловеческих ценностей для каждого из нас. Противопоставляя себя всему общественному, он автоматически оказывается в лагере ИНДИВИДУАЛИЗМА. Кроме того, РОК, не несёт в себе объединяющих идей, общих ценностей или общего пути, по которому хочется пройтись, державшись за руки. Наоборот, он даёт понять, что в этом мире каждый сам за себя. РОК утверждает, что каждый должен идти своей дорогой. Горькая правда и стремление всё и всегда решать ТОЛЬКО ЛИШЬ за себя не могут сближать. Да, осознавшие свою обречённость смогут в состоянии аффекта временно сблизиться, но это только лишь краткие мгновения... "У каждого - своя боль, свои переживания. Каждый в этой жизни сам за себя" - глаголит РОК. Кроме того, он признаёт идею естественного отбора среди людей, поэтому так спокойно продолжает доносить до слушателей тематику смерти, разрушения.....
6. НЕГАТИВИЗМ.
РОК-музыка - это, в целом, музыка протеста. Протест против спокойного отношения индивида и общества к несовершенству окружающей действительности. Кстати, общеизвестным музыкальным символом этого ПРОТЕСТА стала песня Виктора Цоя "Перемен". РОК - это почти всегда или сатира или ирония или просто незавидная картина человеческого Бытия. Или (ставший редкостью в этом стиле) юмор или утвердившийся в наше время ЦИНИЗМ или просто отрешённость от реальности и уход мыслями: либо в мистику, либо в прошлое (ролевое движение и музыка), либо в "город золотой под небом голубым". В РОКе нет позитива и от этого никуда не деться. Всё, что имеет позитив - не относится к РОКу, ибо это просто не впишется в стиль. РОК ОТРИЦАЕТ или равнодушно взирает, но НЕ СОЗИДАЕТ. Именно поэтому в рядах "рокеров" БОЛЬШЕ, ЧЕМ СРЕДИ представителей других стилей присутствуют: сатанисты, мистики, атеисты, нигилисты, анархисты - деструктивные и просто равнодушные к общественным проблемам люди. Рок-культура отрицает или просто игнорирует ряд общепринятых человеческих ценностей, но не взамен им ничего своего не предлагает./color] [color=red]РОК поднимает ворох проблем, обнажает язвы и недостатки общества, но он не знает, как их можно излечить, преодолеть. Слушая РОК, невольно задаёшься вопросом: "А ради чего стоит жить дальше?" Не сейчас, не в данный момент, а именно ДАЛЬШЕ? Ответ вырисовывается неутешительный.
7. ПЕССИМИЗМ.
РОК видит будущее мрачным и беспросветным.... Недаром и название стиля соответствующее... Хочется оговориться заранее. Кто-то из музыкантов в глубине души, скорее всего, верил(т) в светлое и чистое. Игорь Тальков хочет вернуться "в страну не дураков, а гениев", хочется верить, что неспроста музыкальный коллектив Константина Никольского называется "Воскресенье" (символ возрождения"). это редкие, единичные случаи в РОКе на фоне целой плеяды вызывающих, "тёмных", циничных атрибутов стиля , претендующие на сомнительную оригинальность. Чего стоят одни названия групп: "Крематорий", "Тараканы", "Жуки", ГРОБ" и т.п. Именно в песнях данного стиля преобладают атрибуты "Смерти", "безысходности", "пустоты"..... И это наблюдается даже в красивых лирических песнях. Юрий Шевчук в знаменитой "Осени" не может найти ответ "Что же будет с Родиной и с нами", а его герой в клипе на эту песню играет в "Русскую рулетку" (пистолет, где в барабане один патрон). В ПОСЛЕДНИЙ поход с двумя ангелами собрался герой песни Сергея Чигракова («Поход»), который не верит в сказку со счастливым концом. Старик-музыкант из песни Константина Никольского, играющий на скрипке и поющий о добре и зле, лютой ненависти и святой любви - ПЬЯН и его мелодия еле уловима.....
И так можно продолжать до бесконечности. Стиль РОК - это бочка дёгтя на ложку мёда. А в некоторых песнях последняя и вовсе отсутствует. К примеру, в Сказках-страшилках группы "Король и шут", в грязно-сером мире, нарисованным Александром Башлачевым или в сплошном крике боли Янки Дягилевой и не только в них. Если верить РОКу, то каждый из нас обречён и нам неоткуда ждать спасения перед грядущим Апокалипсисом.
После распада Советского Союза последовал жестокий кризис РОКА. Одна за другой последовали странные нелепые смерти трёх знаменитых героев стиля – Александра Башлачёва, Виктора Цоя и Игоря Талькова. Но главный удар по РОКу, как на первый взгляд ни странно, нанёс развал системы (отмена цензуры, свобода слова, ликвидация официального идеологического пресса над культурой). РОК потерял своего главного врага (систему власти) и растерялся. Обретя свободу, которую воспевал, выйдя из подполья и оппозиции, и потеряв монополию на «воспевание правды-матушки» он, чтобы не сгинуть в бескрайных просторах музыкального мира, стал на глазах мутировать.
А произошло следующее. Немалая часть поклонников РОКа, уважавшая его за искренность и социальную тематику, дезертировала в ряды почитателей новоявленных ритмов и мотивов. А конкурентами стали:
Конкурент №1. Группа сиротинушек («Ласковый май»), запевшая о горьком безрадостном детстве. (Как бы не издевались над их «Белыми розами», но это не пустая песня и имеет хороший смысловой подтекст.)
Конкурент №2. Эмигранская песня, доносящая России о том, как живётся ТАМ….за кордоном (Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская). Конкурент №3. "Русский Шансон". Кроме того, о РУССКОЙ доле хриплыми голосами заявили о себе «Неовысоцкие» (Александр Розенбаум, Владимир Асмолов, Анатолий Полотно и др.). РОК перестал удивлять своей социальной тематикой, она уже всем приелась. А, кроме того, её успешно окучивали другие направления.
Часть рокеров, решив, что с телевизионных экранов легче доносить своё творчество, прописалась тем. И это направление стало называться «Поп-РОК». Вообще, в 90-х гг. РОК шёл на сближения с различными другими жанрами и так образовывались ГИБРИДЫ (например, «Високосный год», «Рок-острова», «Би-2», «Любэ» и др.
Некоторые РОК-команды(«Чайф», «Сплин», Алиса») даже стали королями дискотек, что не пошло на пользу их репутации. И лишь на рубеже ХХL века опять стали задумываться о чистоте РОКа, очищения его от тенденций: коммерциализации, официологизации и популяризации. Иначе говоря, возвращение к кастовости, ЭЛИТАРНОСТИ. Но пока в этом особых успехов в этом не достигнуто.
Но, как не странно, именно мировоззрение РОКа сейчас лежит в героях нашего времени. Индивидуализм, несформированная система ценностей, полное пренебрежение к официозу, пессимизм и равнодушие к завтрашнему дню, принципы в отношении к людям по типу «Свой-чужой», стремление к полной свободе и бесконтрольности (за отсутствие цензуры) - такое сложное наследство оставило нам РОК-культура.
К сожалению, сильные стороны мировоззрения РОКа остались за кадром в силу нежелания Нового поколения самосовершенствоваться, бороться за идеи, искать истину.
РОК-МУЗЫКАНТЫ, из числа тех, что искренне доносит свой зов, глубокие мысли, рисует откровенную картину БЫТИЯ – экзистенционалисты. Они – ищущие люди, которые пытаются найти некий идеал и не находят его. Сейчас народ потерял веру во всё. Даже веру в РОК. Хотя, люди и бессознательно ей следуют по принципам: «авось», «будь что будет».
P. S. РОКу удалось пробудить поколение 70-80-х гг. А вот с поколением 90-х гг. оказалась промашка. Утрированно говоря, РОК кричал поколению 90-х под режущие звуки электрогитары: «Люди, пробудитесь, смотри, что творится?!» Народ вскакивал от спячки, озирался и спрашивал, а что такое? Что делать-то, куда идти?» Но РОК на эти вопросы ответить не мог и народ снова засыпал………
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложения:
Статья против РОКа, инспированная официальной властью.
«РАГУ ИЗ СИНЕЙ ПТИЦЫ»(1982 г.)
Считается, что "Машина времени" поет о молодых и для молодых. Но после концертов, студенты политехнического, института цветных металлов, завода-втуза при заводе Красмаш подолгу говорили о том, что выступления рок-группы надо не оценивать по принципу "нравится - не нравится", а прямо сказать артистам об их надуманной "игре в пессимизм", о том, что рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций.
Откуда такое неверие? Очевидно, лирический герой “Машины времени” слишком много лавировал и изменял самому себе:
Мы себе давали слово Не сходить с пути прямого,
Но! Так уж суждено...
К счастью, за рамками гастролей остались прежние записи ансамбля, выражающие еще более сомнительные сентенции, типа: “ты все ждешь, что ты когда-нибудь умрешь”. Впрочем, смертный час не очень-то волнует героя, ибо его жизненная позиция далека от романтической одержимости:
И я спокоен лишь за то,
Что щас(?!) не сможет обмануть тебя никто,
И ты теперь всегда готов к тому, Что лучше это сделать самому.
Сегодня мы говорим не только о гастролях в Красноярске, не только о законах поэтического жанра, которыми пренебрегает “Машина времени”. Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей:
Носите маски, Носите маски! Лишь только под маской
Ты можешь остаться собой. И если у друга Случится беда,—
Маску друга, Маску участья Ты можешь надеть иногда.
После такой, с позволения сказать, исповеди, нетрудно ответить на вопрос:
Скажи мне, чему ты рад? Постой, оглянись назад!
Постой, оглянись назад, И ты увидишь, как вянет листопад,
Как вороны кружат, Там, где раньше был цветущий сад.
Последняя строка идет, на таких мажорных аккордах, что не боль, а наслаждение слышится в “песенке” про воронье. А если совсем откровенно, то в “воронье” записана и синяя птица каждого из вас:
Говорят, что за эти годы Синей птицы пропал и след,
Что в анналах родной природы Этой твари в помине нет...
Во все времена находились эстетствующие виршеписцы, живущие вне времени. Однако от безвкусной литературщины до цинизма один шаг.
Даже западные ансамбли развлекательного толка не могут пройти мимо таких острых тем, да что там острых — главенствующих для любого нормального человека: это борьба за мир, это вопрос — что ты сделал для того, чтобы верх взял разум. Здесь же перед нами смутные, желчные мечтания, нарочитый уход в беспредметное брюзжание. Спросить бы “Машину времени”: положа руку на сердце скажите, какая у вас самая главная песня, которая была бы сродни страстным манифестам того же В. Высоцкого?
В заключение хочется сказать, еще об одной детали, явственно проявившейся именно в “Машине времени”. Прежде всего это инфантильное, “под детство” звучание голоса, в любой момент использующее ми кетовые, фальцетные оттенки. В сочетании с усами, а то и бородами артистов эта манера пения полностью перечеркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции. Услышать нормальный мужской голос в подобного рода ансамблях стало проблемой. Мужчины! Пойте по-мужски!
Виктор АСТАФЬЕВ, писатель; Максимиллиан ВЫСОЦКИЙ, главный режис-сер Красноярского государственного театра оперы и балета; Евгений ОЛЕЙНИКОВ, солист, дипломант Всесоюзного конкурса им.Глинки; Леонид САМОЙЛОВ, директор Красноярской филармонии; Николай СИЛЬВЕСТРОВ, дирижер, Роман СОЛНЦЕВ, поэт, драматург.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Рок-н-ролл мертв.
А Артем Троицкий по-прежнему пишет на него рецензии. («Комсомольская правда», 2007 г.)
Рассуждая на тему, жив ли русский рок-н-ролл или уже давно похоронен, Артемий Троицкий крутил в руках паркер (ручку) эксклюзивной модели. Паства внимала с почтением. И не протестовала, даже когда року был вынесен категоричный вердикт: «Мертв!».
Корр. — И, тем не менее, вы продолжаете писать рецензии на творчество разных группы. Если музыка умерла — то зачем?
А.Т.— Музыка не умерла, просто ее значительная часть нехорошо попахивает. То ли дерьмом, то ли какой-то трупятиной. А пишу я об этом, во-первых, потому что до сих пор рок люблю. А во-вторых, потому что помимо всяческих «фабрик» в мире по-прежнему живет и работает достаточное количество интересных творческих единиц. Жаль, что они не звучат на радиостанциях и не ротируются на канале MTV. Но на «пластинках» эта музыка выходит, в Интернете ее навалом. Собственно, ею я и занимаюсь.
Корр.— Перечислите имена тех, кто все же вдохновляет!
А.Т.— Моя любимая группа — «Мумий Тролль». Я очень уважаю и Илью, и его творчество. Этот человек не перестает меня удивлять. Он очень умный и порядочный парень. Есть и другие симпатичные мне артисты. В их числе называю Дельфина (несомненно, прекрасного поэта) и Сергея Шнурова с его «Ленинградом». Мне нравятся некоторые наши электронщики, но для обычного слушателя это уже дебри. Илья Лагутенко — как раз один из немногих музыкантов, с которыми я дружу.
Корр.— Думаете, именно ум и порядочность Ильи Лагутенко подтолкнули его к микрофону, чтобы подпеть группе «Кач» строчку: «Дробыш, .....»?
А.Т.— История эпическая. И если бы я оказался в тот момент в Питере вместе с Ильей и меня бы выпустили на сцену, то я бы с большим удовольствием ребятам подпел. Не потому, что мне Дробыш не нравится — я его не знаю лично. Но он олицетворяет определенную касту людей не только в нашей попсе, но и нашей псевдокультуре, которая действительно мерзкая. Виктору Дробышу просто не повезло. — он попал в этот куплет из-за рифмующейся фамилии. Вместе с ним можно было бы употребить в песне и Фадеева, и Матвиенко, и Киркорова, и прочих-прочих.
Корр. — То есть вы за акцию: «Скажи попсе нет!»?
А.Т. — Акция «Кача» и Лагутенко как раз хороша тем, что она была веселой и одноразовой. Это — острый бесшабашный точечный укол. А ходить с плакатами «Фабрике» — нет» или писать, как это делает Шевчук, песни протеста скучно.
Корр — Вы считаете, что рок-музыканты старого поколения не заражены «вирусом попсы»?
А.Т. — Если говорить о творчестве — не заражены. Они пишут такие же хорошие песни, как и раньше. Хотя сейчас им далеко до того судьбоносного влияния, которое они оказывали на мир 20–30 лет назад. Но как профессионалы стареют ребята достойно. А жизненные установки рокеров, разумеется, изменились. Невозможно быть востребованным в условиях рынка и не подчиняться его законам. Естественно, что они вовсю играют на корпоративных вечеринках, идут на поклон к СМИ и заигрывают с властью. Я могу себе позволить этого не делать, но я не артист! Наша рок-музыка, как и попса, вовлечена в некую систему. Это касается и Макаревича, и Шевчука, и Гребенщикова. Но они продают хотя бы качественный продукт, а дурить публику своей запредельной халтурой и бездарностью, как делают Дробыши, недостойно. В их оправдание могу сказать лишь, что явление имеет огромный масштаб. И если посмотреть на западных артистов, то их продукт от нашей «Фабрики» мало чем отличается. Это такая же безнадежно тупая музыка, созданная с одной целью — стричь деньги.