Пятница, 17.05.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | RSS

LIFEisLIFE

Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Об эстраде и шоу-бизнесе

Часть вторая
Гл.7 «Явление Пугачевой народу»
А вообще-то к середине 70-х годов ВИА-бум резко пошёл на спад, публика "под самую завязку наелась" свежих ритмов. Новые формы вокально-инструментального музицирования, а точнее рок-группы ПЕРВОЙ ВОЛНЫ ещё только набирали скорость (их взрыв наступит в конце 70-х), и, вероятно, поэтому таким "ошеломляющим" оказался 75-й год...
--Именно в этом году по большому счёту взошла звезда прекрасного певца и композитора Евгения Мартынова, "родившего" "Яблони в цвету" и "Лебединую верность";
--Именно в этом году Тухманов написал Великую песню "День Победы", которая на некоторое время стала чем-то, вроде гимна нашей страны;
--Именно в этом году состоялась премьера зонг-оперы Александра Журбина (сейчас он проживает в Америке) "Орфей и Эвридика" в интерпретации ленинградских "Поющих гитар". Партию Орфея озвучил Альберт Ассадулин, а Эвридику спела Ирина Понаровская. Я лично побывал как минимум на 5-ти спектаклях, и могу подтвердить, что большего триумфа никакие другие коллективы не добивались. Вероятно, это было связано с тем, что в ней было что-то от энергетики мирового шедевра "Иисус Христос-суперзвезда", с которой в то время был знаком любой уважающий себя артист...да и не только артист...Все остальные наши рок-оперные "потуги" так и остались больше личным достижением, ибо эстрада-жанр "проходящий" и, в нём важно...кто первый...ну, может от силы...кто второй...Может быть я ошибаюсь, но и в западной эстраде, кроме "Иисуса Христа" больше никаких таких "суперстар" не оказалось. Естественно, что очень многие со мной не согласятся, но это не удивительно, потому что есть взгляд фанатичный, а есть как бы со стороны...
А завершить разговор на тему..."Именно в этом году..." я хотел бы одной из самых, пожалуй, приятных новостей:
--Именно в 1975 году песней "Арлекино" возвестила о себе Алла Пугачёва. Завоевав Гран-при на конкурсе "Золотой Орфей", она "бесцеремонно" "ворвалась" в "растерявшуюся когорту сильнейших"...Правда есть мнение, что это произошло годом раньше на Всесоюзном конкурсе, где, исполнив песню со словами..."Хорошо бы, хорошо...да ничего хорошего", она стала лауреатом...даже не главным. Я лично присутствовал на этом конкурсе, и больше согласен с мнением Скороходова, высказанным в книге "Звёзды Советской эстрады"(издательство "Советский композитор" 1986г.):
"Осенью 1974 года Пугачёва становится лауреатом Пятого Всесоюзного конкурса артистов эстрады...Но никакого "взрыва успеха" не было. Если говорить о приёме слушателей, то в отличие от жюри, хохотавшего до упаду над "Посидим, по-окаем", на заключительном концерте конкурса публика приняла нового лауреата скорее прохладно, чем тепло".
Вероятно "переоценка" её победы на Всесоюзном конкурсе связана с нашей извечной "болезнью"...быть умным задним числом. Я даже в одной статье прочитал, что Алла Пугачёва, спев аж в 1964-м году песню "Робот" чуть ли не стала сегодняшней Пугачёвой...Прочитав такое, так и хочется воскликнуть: "Во дают!"(одно из выражений самой Пугачёвой).
После стремительного триумфа, она ещё некоторое время работала с "Весёлыми ребятами", но жизнь "брала" своё и в рамках "ребят", даже "Весёлых", ей видимо было уже грустно. Поэтому последовал "разрыв" и, став "свободной", она стремительно "пошла" вверх...Однако, при всём количестве и качестве Хитов и СуперХитов, наметилась тенденция, характерная для всей её ПЕРВОЙ ВОЛНЫ...не менее одного СуперХита в год. Но об этом чуть позже...
А пока, коротко о первой «жертве» Аллы Пугачевой. Ею, как мне кажется, стала...
Ирина Понаровская...
"Я за тобой... пойду на край земли..."
(из её репертуара)
Есть очень спорная версия о том, что Ирина Понаровская "наступила на горло собственной песне»... Согласно этой версии, она, вопреки жизненной логике, "сменила коня на переправе"... Блестяще победив в Сопоте, Ирина вроде бы бросила своего мужа Григория Клеймица, (который, говорили, был для нее тем же, чем Броневицкий для Эдиты Пьехи... т. е. продюсером) и ушла к кинорежиссеру Леониду Квинихидзе... Лишившись мощной "творческой опоры", она "поплыла"... А в это время "взлетела" и "понеслась" Алла Пугачева, которая своим мощным "стартом" оставила ее за своей "широкой" спиной ... Попав "под Пугачеву", она так больше и не "нашлась"... В этой версии есть спорные моменты, а есть и реальность, но факт, что... Женскую половину населения чаще всего гораздо Меньше интересовали ее Песни, редко поднимавшиеся выше среднего Хита, а Больше интересовали ее Платья, Шляпки, которые она регулярно меняла... Мужскую же половину населения Больше волновали ее открытые части тела, чем ее Творчество... И поэтому, имидж ее, скорее всего - "Секс-Топ-Модель"... Намеренно не перечисляю ее песен, ибо полное отсутствие СуперХитов всегда приводит среднестатистического любителя к "перенапряжению" от попытки что-либо вспомнить из ее репертуара...
P. S. Мне кажется, что, если бы Понаровская захотела б исповедаться, то, перефразируя одну из своих песен, она бы могла сказать, обращаясь к любителям песни: "Простите меня за все, что было... простите за то, что я любила..." А вот с последним, по-моему, у нее было все в порядке...
 
Гл.8 "Первое...тесное..."
В 78-м году я впервые очень "тесно" пообщался с Аллой Пугачевой, хотя и был знаком с ней с 72 года - вместе снимались в передаче "Поэт Сергей Островой".Она взяла меня с собой на гастроли в город Тольятти. Я даже принял участие в одном, или двух концертах, вместо абсолютно потерявшего "творческую форму" одного из её друзей. Если я не ошибаюсь, тогда существовала обязательность на концертах во Дворцах спорта антуража перед выступлением звезды и, кажется, Пугачёва первая, кто эту традицию поломала, но тогда чувствовалось, что ей была в тягость вся эта "тусовка".
В наших личных взаимоотношениях сразу же наметилась линия..."и не друг, и не враг...а так", к тому же я заметил то, что потом обнаружил у себя...она не любит т.н. "лобовых" отношений. Встречаясь с не очень близким ей человеком, она в начале создаёт как бы "стену", выпуская невидимые ШИПЫ, а потом уже...стелет РОЗЫ...(при условии, если человек ей симпатичен).Как я уже говорил выше, со временем это начало проявляться и у меня, вероятно, "заразился", по принципу..."с кем поведёшься"...
Причина, по которой я поехал в Тольятти, была чисто творческой, об этом Пугачёва позже писала в прессе. Дело было в том, что её дочь Кристина (Орбакайте) собиралась идти в школу, и Алла решила реализовать ранее показанную мною "Песенку первоклассника". Правда она это собиралась сделать месяцем раньше (в марте 78-го), и я даже собрал музыкантов для записи, но она, к сожалению, "забыла" на эту запись явиться...Но, как показало время, не к сожалению, а к счастью, поскольку, находясь в гостинице, я вдруг вспомнил про одну очень простенькую песенку, связанную с моей неудачной работой на "Беларусьфильме". Телефильм, который назывался "Зелёные фрегаты", оказался никаким, а песня с таким же "успехом" никуда не пошла. Рискнув показать её Пугачёвой, я неожиданно выиграл...она тут же села за инструмент и предложила свой, как оказалось лучший вариант этой песни. Поэтому, когда несколько позже(сразу после 9 мая 78-го года) она приступила к реализации песен, то это не стоило ей большого труда, ибо они были давно сделаны ею в той гостинице города Тольятти. Так появились две наши первые и последние совместные работы:
"То ли ещё будет...ой-ей-ей"... и
"Я хочу увидеть море...ты возьми меня с собой"...
Правда была ещё одна песня...Этой детской песенкой "Солнышко смеётся...ярко светит детям", если я не ошибаюсь, в 79-м году Кристина дебютировала в передаче "Весёлые нотки". За сценой, чтоб не вызвать переполоха, пряталась... ее именитая мама.
 
Гл.9 "Сопотский Триумф..."
Летом этого же года Алла поехала в Сопот на самый престижный для нашей страны конкурс, и, хотя СССР фактически командовал соцлагерем, тем не менее мы не имели прямого влияния на его результаты. Мы могли лишь позволить себе определённые "вольности". Поскольку я в то время жил в городе Бресте и смотрел прямые трансляции по польскому каналу, а вся страна..."cборку", т.е. то, что ей предложит на своё усмотрение Центральное телевидение, поэтому были и "сюрпризы"...Так, я помню, как приехал в качестве гостя Лев Лещенко, спел в самом начале некую патриотическую песню, совершенно неуместную в этом зале...Прошёл, естественно, на "три хлопка", а затем, с помощью ножниц и других подручных средств по нашему телевидению оказался в финале концерта, где, конечно же...прошёл "НА УРА"...Также неуместно выглядел прекрасный "Гагаринский цикл" Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, исполненный на этом празднике...совсем другой музыки. Всё это выглядело навязанным, вызывало ощущение неловкости...Поэтому, я не побоюсь громких слов в адрес Пугачёвой, поскольку она буквально "положила на лопатки" этот престижный для наших артистов Сопот, забрав ОБА Гран-при. Напомню, что лауреатами разных степеней до неё становились София Ротару и Лев Лещенко, Ирина Понаровская и Гюли Чохели, а ещё раньше...Тамара Миансарова, но чтобы так...это уже фантастика!!!
Правда, завершая тему Сопотского фестиваля, мне бы хотелось не по своей вине внести ма-а-а-ленькую ложечку дёгтя в эту ОГРО-О-О-МНУЮ бочку меда...Поскольку я ежегодно смотрел этот фестиваль в прямой трансляции, а не в искусственно-препарированной со стороны Центрального телевидения, рискну утверждать, что главнейшим событием в Сопоте все же было не Гран-при, а...Приз публики...
Вначале определялся победитель каждого дня (кстати, Алла Пугачёва...выбыла из борьбы),а затем разыгрывалось шикарнейшее шоу, в котором участвовала вся Польша. Голосовали города...на огромном табло высвечивались результаты. В тот "Пугачёвско-Триумфальный" год приз публики завоевала бельгийская группа "Dream express", и он стоил того, чтобы побороться, ибо это была...белоснежная яхта. Не желаю "бросить тень" на победу Аллы Пугачёвой, но представляю себе, что было бы,если б на этой яхте из Сопота "уплыла" не та счастливая бельгийская группа, а...Алла Пугачёва, тем более, что наши этот приз вообще ни разу не завоёвывали (кстати, годом раньше, этот приз завоевала Марыля Родович...и это был..."Фиат"...тоже неплохо...)
Любопытно также то, что Алла Пугачёва одержала победу с песней "Всё могут короли", которую написал...бывший муж Гюли Чохели- джазовый пианист и композитор Борис Рычков, но это, к сожалению, осталось "за кадром..."
 
Гл.11 "Возвращение "блудного" соавтора..."
В 79-м году Пугачёва опять начала сотрудничать с Ильёй Резником. Говорили, что у них был "разрыв" в результате скандала из-за авторства какой-то песни. Возобновление их совместного творчества навело меня на мысль о справедливости выражения "от любви до ненависти(и обратно)-один шаг", ибо, ещё год тому назад, когда Алла собиралась записывать "Песенку про журавлика" (на стихи Резника),она "буркнула" мне что-то, вроде: "Чтоб я этого Резника на записи не видела"... В общем, это не столь важно- главное, что их альянс привел к совместному СуперХиту и Пугачёва наконец заставила народ запеть, ибо до этого её песни в основном слушали и восхищались. Ну как тут было не запеть, услышав..."Лето, ах лето! Лето звёздное, звонче пой! Лето, ах лето! Лето звёздное, будь со мной!"...И народ не то, чтобы запел...народ просто заорал!
Кстати, именно в это время она усиленно занялась самотворчеством. Сидя на репетициях её новой программы и слушая, как "где-то за городом, очень недорого, папа купил автомобиль", я ощущал некую искусственность этой песни...Ответ на этот вопрос я получил значительно позже...это была передача по ОРТ "Сюрприз для Аллы Пугачёвой"(эфир 15.04.97 года),где эту песню спели "На-на-йцы". Стало ясно, что это явно их песня, как по возрасту, так и по духу, особенно, слова: "Бип-бип-папа". Для Пугачёвой же она была явно "мелковата". Впрочем, от большинства сочинённых ею песен веяло некой вторичностью, некой "перелицованностью" высшего класса и поэтому малозаметной для постороннего глаза, не говоря уже о "Пугачёвских фанатах" для которых любая её песня "в кайф" (выражение Юрия Шевчука).
Тогда же, в далёком 79-м, я почувствовал, что "Закомплексовала Алла", и только позже, в середине 80-х я понял, что это был первый пик её творческой усталости, а точнее...конец ПЕРВОЙ ВОЛНЫ. Центральное телевидение, вероятно "уловило" этот момент и впервые она не попала в финал "Песни Года"...Казалось бы, при таком количестве песен и не попасть в "Песню-80"?..Однако,если я правильно рассуждаю, её оценивали не по количеству песен, а по поднятой ею же самой ПЛАНКЕ. Ведь если вспомнить, что каждый год она входила в "Песню Года" с одной, а то и двумя песнями и, даже перечислив по одной её финальной песне, а именно: "Арлекино"- "Песня-75", "Не отрекаются, любя" - "Песня-76", "Даром преподаватели время со мною тратили"-"Песня-77", "Всё могут короли"-"Песня-78"и, наконец "Лето, ах лето"-"Песня-79"...аж дух захватывает от той высокой ПЛАНКИ, которую она для себя создала...
Так почему же самотворчество Пугачёвой не смогло обеспечить её качественным материалом? На этот вопрос я получил ответ в последнее десятилетие, когда самообеспечение групп и большинства исполнителей песнями собственного сочинения стало нормой.
Алла Пугачёва всё же относится к артистам, воспитанным Советской системой, которым практически было запрещено самотворчество и, они, в основном, не имея практики "самовыражения", пользовались услугами разных композиторов. Поэтому и старались выбирать самое лучшее у других. Когда же они пытались сочинять сами, то, естественно, пели всё подряд...и хорошее, и среднее, и...ниже среднего. Отсюда и неровность...
 
Гл.12 "ВИА-рок, или...Рок ПЕРВОЙ ВОЛНЫ..."
Итак, 79-80-й год стал для Аллы некой смесью триумфа с кризисом, однако для эстрады это время оказалось переломным...Несколько позже я заметил одну интересную закономерность в творчестве Пугачёвой. Её Взлёты и Падения совпадали...с Падениями и Взлётами нашей эстрады, как бы дополняя друг друга...
Так, например, Алла Пугачёва "взлетела" в 75-м году, когда на спад пошёл т.н. ВИА-бум. Точно также, только в обратном направлении, временный Пугачёвский спад 79-80-го года, "принёс" взлёт рока ПЕРВОЙ ВОЛНЫ, а точнее, ВИА-рока. Всё началось с т.н. "Нового Поворота", который «осуществил»...
 
Главный "Машинист Времени"- Андрей Макаревич...
Группа «Машина Времени» возникла в конце 60-ых, "взлетела" в конце 70-ых... Отработала одну ВОЛНУ, "застряв" между роком ВТОРОЙ ВОЛНЫ (середина 80-ых) и "ласковоманией" (конец 80-ых) и хотя отметила свое 20-летие, но уже как локальное мероприятие громко, но...сами с собой и своими "фанами"... "Родила" значительное количество хитов, среди которых, например, "Я пью до дна... за тех, кто в море", "Пока горит свеча", "Скажи мне, чему ты рад", в общем, очень долго перечислять...
Но "историческими" оказались два:
а) "Вот... новый поворот... что он нам несет... пропасть или взлет...", который стал не только их Суперхитом, но и Гимном Нового Поколения... поколения ранних рокеров;
б) "Мы охотники за удачей... птицей цвета ультрамарин...". Эта "охота за удачей" вышла им "боком", т. к. вызвала разгромную статью под названием "Рагу из синей птицы". Из-за этой статьи они на некоторое время оказались в весьма дискомфортной ситуации.
Лидер - Андрей Макаревич -уникальный человек на нашей эстраде... Его сценический имидж- «Блаженный». Он пережил и взлет и падение и... даже смену профессии, создав удивительнейшую и популярнейшую передачу, и еще раз доказав правильность ЗАКОНА ВОЛНЫ, который гласит, что по окончании т. н. "чистого" времени, самый лучший выход из положения... "Смак"...
P. S. В середине 90-ых г.г., став к тому же и Главным Кулинаром Российской эстрады, Андрей Макаревич собрал старую группу и время от времени успешно совмещает "приятное с полезным"... Вот такое получилось "Рагу"...
Итак, Андрей Макаревич возвестил о начале рок-бума ПЕРВОЙ ВОЛНЫ и смены, набивших оскомину ВИА, рок-группами...И понеслось..."Динамик" с Владимиром Кузьминым, "Альфа" с Сергеем Сарычевым, "Чёрный кофе" с Дмитрием Варшавским и их "Владимирской Русью", преобразованный из "Високосного лета" "Автограф" с Александром Ситковецким, "Круиз", который "крутился как волчок" вместе с Матвеем Аничкиным и классным гитаристом Валерием Гаиной, в общем долго перечислять... Все эти группы можно объединить одним спорным термином- ВИА-рок, а точнее, "Совковый Рок"... Но поскольку меня больше интересует т.н. "массовая" песня, лучшим образчиком такого вот "Песенного Рока" явилась ленинградская группа...
 
"Земляне"
Руководитель Владимир Киселев... Возникла в середине 70-ых, "выстрелила"- конец 70-ых начало 80-ых... Типичные "одноволновики" - т.н. "чистый" период творческой работы 79-ый-85-ый г.г... Сами же считали себя первооткрывателями "ПОЛИТ-РОКА"...
Основные Хиты, как мне кажется:
"Красный конь" и Прости, Земля";и два СуперХита..."Каскадеры, каскадеры, вы у случая прекрасного в гостях..." и «Гимн» космонавтов» - "И снится нам не рокот космодрома...а снится нам трава... трава у дома..."
P. S. Организовав центр своего имени, Владимир Киселев предпринял попытку продолжить дело "Землян"...на новом уровне, но созданные группы "Санкт-Петербург" и "Русские" имели лишь "локальный" успех, подтвердив истину - "погуляли, и хватит"...
 
Гл.13 "Ну...очень спорно..."
Группой "Земляне" я подвожу черту под ВИА-бум и РОК ПЕРВОЙ ВОЛНЫ, что почти одно и тоже, ибо это есть просто Советская песня в менее или более современном или суперсовременном звучании. Так как позже речь пойдёт уже о группах более близких к настоящему РОКУ, я хотел бы выдвинуть две спорные версии появления Вокально-Инструментальных ансамблей...
Версия первая: ВИА- есть "суррогатная" форма рока...Это, как мне кажется, абсолютно наше явление, ибо, если бы в ту пору "обрушить" на голову народа "рок чистой воды", ну, например, "Алиса", "Наутилус", "ДДТ", "Аквариум" (не говоря уже о "Битлз", "Роллинг стоунз", "Чикаго" и т.д.),народ бы точно "тронулся", ибо эффект этого явления был бы сродни чистой шокотерапии времён перестройки. То есть, примитивно говоря, ввиду нереальности резкой смены джаза роком появилось "смягчающее" ВИА- звучание, или, точнее "Сов Рок". Поэтому, песни в исполнении практически всех Вокально-Инструментальных ансамблей носили характер "советской песни в современном звучании"...
Версия вторая- она касается появления новых инструментов: гитары, электро-гитары, бас-гитары. Я бы это назвал "бунтом задних рядов"...Что это значит?..
Вы заметили, уважаемый читатель, кто стоял на переднем плане ВИА или рок-группы? Каков классический вариант, например, группы "Битлз"? Две гитары, бас-гитара и барабаны...
То есть в новой форме музицирования главную роль начали выполнять инструменты, которые в "господствующем" до этого классическом джазе, были на "задворках", то есть т.н. "ритм-секцией".
Естественно, для того, чтобы занять ведущую роль в новой форме музицирования, бывшие инструменты "ритм-секции" и их обладатели должны были быть скорректированы. Поэтому, на смену гитаре и контрабасу пришли электро-гитара и бас-гитара, а на смену аккордеону и роялю- йоники, синтезаторы, секвенсоры...А сами обладатели этих инструментов запели...И...произошла своеобразная революция: "КТО БЫЛ НИКЕМ, ТОТ СТАЛ ВСЕМ!».
А те, кто "командовал парадом" в джазе, а именно- саксофоны, трубы, тромбоны, вначале утратили своё значение(кроме специфических групп, типа "Чикаго", "Кровь, пот и слёзы" и некоторых других),а позже стали добавляться «по вкусу»...
 
Гл.14 "Вот...староновый поворот..." Конец 70-х,кроме "машиновременного взрыва" ознаменовался ещё двумя "подвижками" нашей эстрады.
Именно в это время, "оседлав" Вторую ВОЛНУ, СуперХитом "Ах, любовь, ах, любовь -золотая лестница...золотая лестница... без перил"... вновь "зафонтанировал" один из пожалуй, самых лирико-шлягерных авторов-исполнителей... Юрий Антонов... Итак...
Юрий Антонов...и его "Кошкин дом"...
"У него очень доверительно-мягкий тембр и очень
красивое двухголосие. Такого рода певцы в нашей
стране обречены на успех"...(кто-то... где-то...о нем)
Если к этому добавить его прекрасную внешность, то вопрос о популярности "отпадал"... Дай бог каждому!!! Начинал он в Белоруссии в ансамбле известного певца Виктора Вуячича... Затем - Питер... С конца 60-ых в ансамбле "Добрые молодцы", где и "родил" свой " шедевр" - песню о "добрых молодцах и красных девицах"... К середине 70-ых годов он "поднялся" не только как композитор, но и как автор-исполнитель. Его ПЕРВАЯ ВОЛНА дала ряд Хитов:
а) "Если выйдешь ты мне на встречу, даже грянет гром- не замечу";
б) "Маки, маки, красные маки-горькая память Земли";
в) "Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения..."
г) "Для меня нет тебя прекрасней...", короче... очень долго перечислять...
В середине 70-ых он "забуксовал" и, как я уже говорил выше, в 79-ом году, после "непродолжительного" и "необременительного" перерыва, пошел на ВТОРУЮ ВОЛНУ, на которой "гулял" аж до середины 80-ых, "родив" такие "бессмертные шедевры", как, например: а) названная выше "Ах, любовь, золотая лестница...";
б) "Ах белый теплоход... бегущая волна...";
в) "Море, море, мир бездонный";
г) "Мечты сбываются и не сбываются...";
д) "Двадцать лет спустя...", короче... опять очень долго перечислять...
Но "выше крыши" стал его СуперХит... "Под крышей дома своего..." А вот Хит "Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я посижу в тени..." оказался пророческим, ибо Юрий Антонов, действительно, "пересидел в тени" так долго, что, вероятно, больше не нашел в себе сил "подняться"... Кстати, эти две песни стали истинно народными и настолько, что создали "воистинно народный" каламбур: "Юрий Антонов крышей дома своего "накрылся" и по Каштановой и Абрикосовой... пошел..." Правда, когда я об этом написал- Юрий обиделся, хотя и напрасно - про меня Эдуард Хиль пел: "А из окон Ханок синий-синий...", и ничего... народный юмор...
P. S. "Не говорите мне прощай, не говорите..." просил Юрий Антонов, однако, жизнь не перехитришь , и все его последние попытки создать видимость "бурной творческой деятельности" - это не более, чем "буря в стакане воды"... Его большая шикарная студия, где живут его любимые кошки и где он с утра до вечера делает бесконечные ремиксы своих старых хитов (т. е. "переливает из пустого в порожнее" ), а так же его заявления в прессе, типа- "Какая может быть конкуренция, со мной, Юрием Антоновым..." могут сбить с толку лишь его старых почитателей, ибо новое поколение, если в нем и нуждается, то как в "Бывшем" композиторе, авторе "Бывших" первоклассных Хитов... Таков Суровый, но Справедливый суд жизни, имя которому - Закон ВОЛНЫ...
И, если Юрий Антонов просто "возвратился в строй", то, победив в 79-м году на конкурсе в Ялте, возвестил о своём появлении один из самых своеобразных и, может быть поэтому, не очень "везучих" Звёзд нашей эстрады...Итак...
"Марш "a la Turka", или..."Затурканный Леонтьев..."
"Жизнь пронеслась как сверкающий бал... только
он на него не попал..." По своему творческому положению- "вечная тень» Аллы Борисовны...
1. Их сходства:
а) Как и А. Б. - одна из ярчайших и одна из трагических фигур бывшей советской эстрады (они даже родились в один год);
б) Как и А. Б. по имиджу - диско-шоу звезда (даже острили, что Валерий Леонтьев - это Алла Борисовна в штанах);
в) Как и у А. Б. , у него была сильная - "Паулсовко-Николаевская" ВОЛНА...(правда, "разбавленная" "Тухмановской")...
2. Их различия:
а) Если Аллу Борисовну люди старшего поколения ЛЮБИЛИ (хотя и побаивались ввиду ее "неуправляемого" характера), то Валерия Леонтьева - в основной своей массе, мягко говоря НЕ ЛЮБИЛИ, считая его "безголосым и вульгарным" и, особенно, после Индии, когда он сделал "весьма странную прическу"... Несколько спасло положение его выступление на знаменитом "Музыкальном ринге" супругов Максимовых, где он показал себя не только певцом, но и блестящим и остроумным собеседником...
б) В отличие от А. Б., рискнул реализовать рок-оперу своей подруги - композиторши Лоры Квинт - "Джордано". Опера имела очень бурный, но очень "локальный" успех, т. е., в основном, у его истинных почитателей. Это связанно с тем, что они спутали эстраду с классикой. Если в классике опера - явление вечное, то в эстраде- не знаю как "у них там", а у нас- явление приходяще- уходящее, и рок-оперный бум в нашей стране происходил в середине 70-ых...(см.выше)
в) Если "драма" А. Б. в "бытовом дискомфорте" (до Киркорова- отсутствие т. н. "личной жизни") , то "драма" Леонтьева в неприятии его не только частью общества, но и т.н. номенклатурой... На начальном этапе он практически повторил "печальную" судьбу звезды конца 60-ых- начала 70-ых Валерия Ободзинского... Поскольку, в художественных советах телевидения "командовали" в основном люди старшего поколения, не "балующие" Леонтьева своим вниманием, то они просто-напросто вырезали его из телепередач... Вот свидетельство самого Леонтьева:
" С 81-го по 84-й год наше Гостелерадио упорно не давало меня в эфир. Не то, что бы существовал приказ: "Леонтьева " не пущать ". Снимать то меня снимали, но потом всегда находилась причина, чтоб "вырезать". И все эти годы я все равно маячил перед телекамерами. А меня методично отовсюду убирали..."
Рискну предположить, что по "телеобрезаниям" он опять же на крепком втором месте, после своего тезки- Валерия Ободзинского... Его спасла перестройка и "Крутые" перемены в нашей эстраде (рождение шоу-бизнеса)... Новый подход к эстраде привел даже к тому, что вместо возможности быть окончательно "затурканым" и уйти в сторожа, как его знаменитый тезка, он стал Человеком и даже получил звание- Народный артист России!.. Ну, а что же творчество? Он явный "двуволновик"...
ПЕРВАЯ ВОЛНА, вначале "Тухмановская"... Его творческим "крестным отцом" явился композитор Давид Тухманов, давший ему такие Хиты, как : "Там, в сентябре", "Ненаглядная сторона", "Кружатся диски", "Танцевальный час на солнце", "Памяти гитариста" и др... Эти классные песни перемежались другими, среди которых, например, "Разноцветные кибитки"- ремикс суперхита Марыли Родович, и даже суперклассный номер... "Турецкий марш" Моцарта (марш "a la Turka"), исполненный, как говорится..."без слов, но от души"... (Кстати, возможно, "Разноцветными кибитками" была навеяна, исполненная позже песня Владимира Быстрякова "Куда уехал цирк ?...") Кульминацией же ПЕРВОЙ ВОЛНЫ явились песни Раймонда Паулса и Игоря Николаева, среди которых особо выделялись: "Вероока, я то знаю, я то знаю", или "Затменье сердца какое-то нашло...ты не волнуйся- все будет хорошо " и, особенно, "Зеленый свет", в которой все... "бегут, бегут, бегут, бегут... а он горит...", а позже "Вернисаж" (совместно с Лаймой)...
Его ВТОРАЯ ВОЛНА связана, в основном, с композиторами Лорой Квинт, Алексеем Гарнизовым и Юрием Чернавским, которые, при всем уважении к ним, далеко не Раймонды Паулсы, поэтому их песни сами по себе лишь крепкие Хиты, но не более...
Из песен этого периода я выделил бы:
а) "Анжела"- так как это возвращает нас к знаменитой песне аналогичного названия, из репертуара его тезки Валерия Ободзинского;
б) "Зачем я тебя забываю, моя Мадлен, моя Мадлен ?.."
в) "По дороге в Голливуд"- заглавная песня последнего альбома ...
Песня классная, но более подходящая сегодняшним певцам с их стремлением к минимальному количеству слов и музыкальных фраз в припеве. В результате чего создается впечатление, что это не припев, а бесконечно повторяющаяся "Кода";
г) И наконец блестящая песня- "Танго разбитых сердец" - своеобразный реквием артистам...
Рискну утверждать, что слова "...жизнь пронеслась как сверкающий бал...", обозначенные мной как эпиграф к творческому портрету Валерия Леонтьева, подчеркивают то, что на этом сверкающем балу гуляла Сама, а он на этот бал не попал, ибо оказался всего лишь ЕЕ, хоть и блестящей, но, все же ТЕНЬЮ...
P.S. Не везёт всё-таки Леонтьеву с балами. Пришёл он 15-го апреля 97-го года на Бал к Самой... пардон... на "Сюрприз для Аллы Пугачёвой" и... опять не повезло... несколько раз "вырубалась" фонограмма... Это и стало "Главным Сюрпризом для Аллы Борисовны..."
 
Гл.15 "Побольше бы таких "Троек..."
Но всё же ОСНОВНЫМ событием начала 80-х стал СуперВзлёт Аллы Пугачёвой. Это было началом её второй т.н. Паулсовско-Николаевской ВОЛНЫ. Всё началось с образования мощной СуперТройки: Пугачёва-Паулс-Резник, в которую однажды совсем не напрасно "влился" Андрей Вознесенский (кстати, печально, но факт, что "Тройки- характерное для нашей страны явление").А теперь, краткие портреты этих СуперЗвёзд...
 
Илья Резник
Очень талантливый и очень «плодовитый» поэт... Первые песни связаны с абсолютно разными авторами и лишь к концу 70-ых-началу 80-ых формируется "Золотой треугольник"(А. Пугачева - Р.Паулс - И. Резник) Есть мнение, что Илья изначально, пожалуй, самый "слабый" из этой "тройки"... Есть также спорная мысль, что Раймонд Паулс и Алла Борисовна постепенно "подтянули" его к своему уровню... Одно из любимых его занятий - писать стихотворные поздравления к юбилеям своих друзей... Ввиду "творческой мягкости" характера очень располагает к сотрудничеству... Песни его перечислять бессмысленно, их очень много... Например, в репертуаре Пугачевой вероятно, легче назвать те песни, которые ему не принадлежат... Из других звезд сотрудничал с Валерием Леонтьевым и Лаймой Вайкуле... Из других композиторов можно отметить Алексея Гарнизова, с которым он создал, как мне кажется, довольно "средненький" музыкальный спектакль о Распутине, где Илья Ложно-Помпезно-Многозначительно сыграл главную роль. Естественно, спектакль имел лишь локальный успех...И, конечно, эта ложечка дегтя не смогла испортить О-о-о-огромную Бочку Меда, имя которой - Илья Резник...
P. S. Я лично ему обязан двумя хитами, один из которых - "Я хочу увидеть море-голубое, голубое..." в блестящей интерпретации Аллы Пугачевой- завоевал признание народа... (кстати, ремикс этой песни совсем неожиданно прозвучал в исполнении группы "Восток" по ОРТ 15.04.97г. в передаче "Сюрприз для Аллы Пугачевой")
 
Гл.16 "Вот как бывает..."
Андрея Вознесенского я Вам, уважаемый читатель, представлять не буду, ибо он поэт, а не поэт-песенник и участие в создании песен для него явление более Случайное, чем Закономерное...
Прежде чем представить Раймонда Паулса я хотел бы рассказать Вам один эпизод, свидетелем которого был лично. Летом 76-го года я совершенно случайно попал в московский кинотеатр "Октябрь", что на Новом Арбате. Там давала концерт рижская группа "Модо". Командовал "парадом" Раймонд Паулс. Слово "парад" я не случайно взял в кавычки, чтобы подчеркнуть "второсортность" этого мероприятия. С Раймондом Паулсом я лично не был знаком, просто помнил его раннюю песню "Синий лён". Я также помнил, что он был когда-то популярным джазменом, но в середине 70-х он относился к категории "ни нашим, ни вашим"...Отсюда, неполный зал и т.н. "случайная публика", т.е. та, которая "шла, шла, и...зашла...".Поскольку в концерте полностью отсутствовали кумиры, всё шло, как говорится, "на три хлопка". И вот, где-то в середине концерта Паулс сказал, что сам-то он человек старомодный, а вот его группа... не в пример ему. И пошёл отдыхать...Когда ребята заиграли, оказалось, что это совсем другая музыка- не "нафталиновая", а самая, что ни есть... СУПЕР, и "мулодеж", которой в зале было большинство, соответственно прореагировала на это, т.е. "забалдела" (или, как в то время точнее выражались, "заторчала")...Но вот, возвратился Раймонд Вольдемарович, и всё опять стало "на свои места"...Я ещё раз напомню Вам, что дело было летом 1976 года, а уже осенью вся страна запела, а точнее, "заорала"..."Листья жёлтые над городом кружатся"...Отсюда и пошёл отсчёт Второй, т.н. "Песенной" ВОЛНЫ одного из Самых-Наисамых Всенародных Композиторов бывшего СССР...
 
Раймонд Паулс.
Вслед за Арно Бабаджаняном второй (по порядку, а не по значению) самый СуперПопулярный композитор - шлягерник (термин того времени) не- русского происхождения в б. СССР... Имидж - "МЭТР"... Пережил одну джазовую и две песенных ВОЛНЫ:
ПЕРВУЮ с разными исполнителями;
ВТОРУЮ - Пугачевско- Леонтьевско-Вайкулевскую...
Песни его перечислять бессмысленно, ибо...это очень долгая процедура, а если говорить более конкретно, то...
а) Это, пожалуй, Лучшая Алла Пугачева...
б) Практически Вся Лайма Вайкуле... И...
в) Нехудшая часть Валерия Леонтьева...
Пережил две судьбы:
ПЕРВУЮ - как пианист-джазмен;
ВТОРУЮ - как Мэтр советской эстрадной песни...
Правда, ЕСТЬ МНЕНИЕ, что между этими двумя судьбами он в полном смысле слова "лег на дно", но нашел в себе силы подняться...
P. S. Я выражу спорное мнение, но мне кажется, что представив нам детский хор "Кукушечка" с классной песней... "Бабушка с дедушкой рядышкум", он заразил наших поэтов "пикантным" неправильным ударением и то, что у него было "изюминкой", в 90-ых годах на российской эстраде стало нормой... Например, "с тббой вместе" (Киркоров), "девушка” моей мечты(Академия), или "давай вечерум" (Агата Кристи)... Таких примеров много, но мне запомнилась фраза из одной песни... "горевать не стоът". Вот такая печальная история...
 
Гл.17 "А бывает и так..."
Завершая творческий портрет Раймонда Паулса, я хотел бы рассказать об одном, поразившем меня факте...Я не ручаюсь за его достоверность, ибо опираюсь на рассказы очевидцев...В 1986 году Паулсу исполнилось 50 лет. Это с огромной помпой было отпраздновано на его исторической родине в Латвии. Туда в качестве гостей приехали Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Илья Резник. Со слов Ильи я понял, что они оказались не более, чем "свадебными генералами", ибо на юбилее в основном звучали латышские произведения юбиляра. А его русскоязычные песни как бы остались ни при чём. В это трудно поверить, однако позже я в своей жизни встретился с такого рода фактом, когда один из «бывших» коллективов, справляя свой юбилей, совершенно изолировал популярнейшие песни, являющиеся его визитной карточкой, чем пытался убедить публику, что всё это "мелочь". Ввиду неравноценности этого «бывшего» коллектива рядом с именем Паулса я не буду его называть. Однако суть одна и та же, и по-русски это называется: "и рыбку съесть, и...на паровозе покататься...".
Итак, благодаря образованию этой мощной СуперТройки Алла Пугачёва практически "безболезненно" "села" на Вторую ВОЛНУ и началом этого стали легендарные концерты в Театре Эстрады, под названием "У нас в гостях Маэстро". Это был триумф в первую очередь Аллы и Раймонда Вольдемаровича, т.к. заглавная песня "Маэстро" была не только спета, но и блестяще сыграна в два рояля. Именно после этих концертов Паулса стали величать Маэстро, а Пугачёва начала своё стремительное движение от Аллы...к Алле Борисовне.
СуперХит "Маэстро" прекрасно дополнили "Старинные часы"...про то, как..."жизнь невозможно повернуть назад". А уж когда Пугачёва запела "Миллион, миллион, миллион алых роз"- радости народа не было конца. И ей пришлось до бесконечности повторяться "На бис"...Я могу ошибаться, но убеждён, что именно эти четыре Суперхита стали кульминацией не только её Второй ВОЛНЫ, но и абсолютной вершиной её певческого творчества...

 

Категория: Об эстраде и шоу-бизнесе | Добавил: Музыкант (19.11.2007) | Автор: Эдуард Ханок
Просмотров: 1109 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории каталога

Об эстраде и шоу-бизнесе [6]
Общение в виртуальном мире [2]
Мистика и религия [5]
Природа, романтика [1]
интересные истории о путешествиях, походах, пикниках и т.п....
Человеческие отношения [2]
Любовь, семья, дружба и т.п.
Человек-улица [3]
Здесь помещены статьи о людях, чьи имена носят улицы г. Архангельска, причём, не всегда заслуженно.

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный хостинг uCoz