отец ЕВГЕНИЙ СОКОЛОВ Хочется поговорить об усилении жестокости в семейных отношениях. Но как мудро учили древние, прежде чем начать любой разговор, нужно договориться о терминах. Что понимать под жестокостью. Очень часто под этим понимают различные наказания, которые исходят от родителей по отношению к детям. Хотелось бы всем задать конкретный вопрос: “Вы наказываете своих детей?”И ответ будет, безусловно, положительный, да наказываем. Формы наказания, конечно, разные: нотация, лишение прогулки или развлекательной поездки, дополнительные послушания по дому. Но наказание в той или иной форме есть в любой семье. А вот на следующий вопрос: “Почему мы с вами наказываем своих детей?” - как ни странно, но очень редко можно услышать правильный ответ. Обычно отвечают: “Что бы слушались, не обманывали, выполняли поручения, не отлынивали от работы, не ленились” и.т.д. Эти ответы, безусловно, неверны. Все это следствие. А причина, по которой мы наказываем своих детей, очень проста. Мы наказываем своего ребенка, потому что его любим!!!Именно любовь к своему ребенку заставляет меня контролировать его действия и, если они выходят за определенные рамки, и не действуют обычные педагогические приемы, то приходиться прибегать к наказанию. Поверьте, нет ничего более тяжелого и неприятного для родителей, чем наказывать свое любимое чадо. Но, если любим, то иного пути нет. Повторяю, я пока не говорю о форме наказания. Право, если ребенка не любишь, то первое, что будешь делать это максимально сторониться его и всех его проблем, а о наказании и речи быть не может.
Министр образования г. Филиппов на Рождественских чтениях в 2001 году не без удовольствия, в который раз, цитировал известные три письма, где, почти слово в слово, говорится о том, что молодежь отбивается от рук, грубит и не почитает старших. Одно написано около 3-х тысяч лет назад, другое в первые века христианства и последнее в 18-м веке. Я достаточно часто слышал этот классический пример вечности семейных проблем и, кстати, выводы из этого примера следуют практически похожие: ничего страшного не происходит, подобные проблемы были всегда. А вот с этим соглашаться не хочется. Проблемы действительно были всегда, но то, до какой степени остроты они доведены в современном обществе, до какой степени небрежения традиционными православными семейными отношениями дошла современная семья, такого еще не было.
Все это лишь говорит о стремительно надвигающейся катастрофе института семьи. Самого древнего общественного института, который всегда являлся своеобразным барометром состояния общества. Почему, откуда вместо отношений любви, взаимопонимания, терпения и согласия, в семью вошли [color=red]жестокость, эгоизм, леность, потребительское отношение друг к другу?[/color] Попробуем коснуться наиболее изощренной и страшной формы жестокости, которая как-то незаметно вошла во многие современные семьи. Эта [color=red]жестокость страшна тем, что многие совершенно не воспринимают ее, как наиболее страшную форму насилия над ребенком, да и над самими супругами.[/color]
И это жестокость называется простым словом – СВОБОДА.
Давайте вспомним свое детство. Как тянемся мы к взрослым, как желаем мы походить на них, как важно иметь родителей, наставников, учителей для которых самым важным было бы не только наше здоровье, не только наше интеллектуальное развитие, но, прежде всего, наша духовность, нравственность, которым дорого было бы само общение с нами. Потому что для ребенка по началу гораздо важнее добрые, любящие взаимоотношения в семье, чем различные сомнительные развлечения и сытость. Что нужно ребенку прежде всего? Атмосфера любви, терпимости, взаимной заботы и понимания. И как это тонко чувствуют дети, как умеют они своей чуткой душой уловить семейные конфликты и нестроения. Как важен для них этот дух семейного взаимопонимания. Вот почему очень важно дать ребенку умение с детства отличать добро от зла, умение понимать, что за внешней привлекательностью и динамичностью фильма Том и Джерри, стоит страшная жестокость и насилие.
Привитие своеобразного иммунитета от соблазна “духовных конфет” – вот главная задача семьи и общества по отношению к ребенку. Однако, сегодня мы под лозунгами свободы и демократии лишаем ребенка подобной духовной опеки. Как же мы сегодня относимся к ребенку?
Вот стандартный набор фраз: Нельзя навязывать ребенку свое мнение. Пусть сам выбирает то, что ему нравится. Ребенок сам должен научиться принимать решения и выбирать свой путь.
Подобных клише и словесных штампов вы сами сможете привести множество. Мы как-то забыли желание детей всегда быть рядом с родителями, со старшими. Быть под их опекой, под их руководством. Но нет, лозунг ребенок должен все попробовать и выбрать сам - выходит победителем вопреки желанию самого ребенка. Но все, в сущности, гораздо проще: когда взрослые чересчур много говорят о свободе детей, то за этим стоит лишь желание и поиск пап, мам, бабушек, дедушек, учителей, наставников очередных поблажек и выгод для себя.
Чтобы хоть как-то оправдать свое безразличие к духовности и воспитанию нравственности ребенка, часто приходится слышать из уст взрослых: “Да какие же это дети? Они – такие же свободные, равноправные, как и мы, только маленькие еще”. И это что гуманность, любовь к ребенку?
Это самая невиданная жестокость, откровеннейшее насилие и произвол!!! в отношении ребенка! Подобное отношение можно сравнить с такой картиной: привели ребенка в дремучий, непроходимый лес, в самую чащобу и говорим: “Ну, теперь сам ищи тропинку, какая тебе больше понравится и иди к свету, к теплу, к добру, к семейному очагу”. Может и доберется сам, но вот вопрос каким?
Сегодня ребенок окончательно разуверился получить [color=orange]нравственную духовную заботу от близких людей. Ему пытаются с детства привить навыки самостоятельности в выборе нравственных начал и понятий[/color]. Странно, что нам пока еще не приходит в голову отдать на выбор ребенку перечень изучаемых предметов в начальной школе. Странно даже представить себе такое, но в самых сокровенных духовных вопросах мы, не понятно почему, заставляем ребенка самого делать выбор. Да разве же можно на хрупкие детские плечи опускать такойгруз, такую тяжесть.
Что это как не самая что ни на есть откровенная и изощренная жестокость!
Почему же подобное происходит повсеместно в подавляющем числе семей? Это, безусловно, самый главный вопрос. Давайте спросим себя, как сделать своего ребенка умным. Я убежден, что даже вот так сразу без подготовки многие могут дать совершенно реальный, действенный совет. Посоветуют конкретную школу, конкретного педагога, методику Шаталова или Амоношвили, хороший учебник, репетитора и.т.д. Нет проблем с решением вопроса физического здоровья ребенка. Питание, режим, зарядка, закаливание, тренер, секция, юг, море и.т.п.
Теперь вопрос, на который я никак не могу добиться ответа: как воспитать ребенка нравственным, добрым, любящим, послушным, смиренным? Назовите, пожалуйста, учебник, урок, методику. Сколько б ни просил, никак не мог добиться ответа. Но разве это не жестокопо отношению к ребенку вырастить его сильным, умным, здоровым, но без нравственного стержня. Сам дорогой смотри и выбирай, что, по-твоему, в мире хорошо, а что плохо и, на что хочешь, направляй свои дарования и таланты. Разве мы не догадываемся, что наши дети лишенные нравственного образования, которое в старину называли воспитанием, стоят перед тяжелейшим выбором?
Спросите себя - когда вы в последний раз обсуждали эту проблему: "Как ведёт себя ребёнок в школе?". Причем независимо от поведения вашего ребенка. Потому что он же учится в этой среде, живет, общается и, если эта среда жестокая, развращенная, разве она не действует подобным же образом на вашего ребенка, разве он не нуждается в вашей помощи? Но почему тогда мы миримся с ней?
Разве это не жестокость по отношению к своему ребенку?!!
Да, для нас это, может, выльется в проблему и достаточно сложную, но разве это дает нам повод взвалить ее на плечи детей. Разве не родители должны, в диалоге между собой, помогать искоренять культ насилия, непослушания из класса. Но желания заниматься этим нет, есть, по-видимому, другие нужные и важные дела. Поэтому совершенно понятно, что на вопрос об уроке нравственности идет диалог глухих. Школа переадресует его родителям, родители школе.
Воспитывать должна семья, говорит общество в лице школы и это, казалось бы, правильно. В первую очередь за воспитание детей ответственны родители, а не общество. Но что делать, если родители не знают, как правильно воспитать ребенка, не знают ответа на извечный вопрос – что делать. А не знают потому, что общество обязано дать (но сегодня, увы, не дает) четкий и недвусмысленный ответ: каких граждан оно хочет видеть, какого человека можно считать нравственным, какими качествами должен обладать выпускники школы или ВУЗа.
Если вы сейчас попытаетесь дать ответ на этот вопрос, то, думаю, вряд ли сумеете это сделать. И причина этого в том, что на данный момент такого ответа просто нет. В нашем сегодняшнем обществе нет нравственных критериев, нравственных законов. Общество не говорит нам в лице своих лидеров, в лице своей интеллектуальной элиты какой человек может считаться нравственным. Нет нравственных идеалов, нет, если говорить церковным языком, подлинных святынь.
И это самая величайшая жестокость со стороны общества по отношению к ее главной цементирующей силе – к семье.
В нынешнее время, когда нет нравственных законов и идеалов, зачастую, каждая семья в одиночку, свободно, в силу своих традиций и полученного воспитания пытается создать свои внутренние нравственные устои. А это невероятно сложно.
Попробуйте самостоятельно изучить курс, скажем, начертательной геометрии. Очень будет непросто! Но когда в семье сталкиваются разные характеры, разные взгляды на проблемы морали, поведения, на смысл бытия, и, когда при этом еще нет, не выработано никакого системного воспитания воли и чувств, остается только одно уходить от нравственных проблем, пытаясь переложить вину на школу, на ребенка, на супруга, т.е. на окружающих. Общество переложило выработку нравственных устоев на родителей, те, по примеру общества, переложили ее на своих детей. А вот последним перекладывать эту проблему не на кого.
Вы видите, какая это страшная жестокость – СВОБОДА?!
Мы должны хорошо понимать, что все сегодняшние проблемы семьи лежат в духовной плоскости. Не возможно решить эти проблемы ни материальным благополучием, ни сетью психологов и социологов, ни образованием в его сегодняшнем понимании. Но все попытки заговорить о преподавании уроков нравственности, изучения духовного закона в школе наталкиваются на глухую стену демократии и свободы. Сегодняшнее понимание слов [color=green]"демократия" и "свобода", прежде всего, подразумевает отсутствие нравственных и духовных идеалов[/color] и подразумевает возможность их свободного поиска каждым членом общества самостоятельно. И в этом проявляется самая отвратительная жестокость и цинизм в искажении самих этих понятий.
Именно в рамках выработанных и всячески оберегаемых обществом нравственных, духовных идеалов возможна подлинная свобода. Когда есть нравственные законы, есть идеалы, только тогда возможна и выработка методики по овладению ими, только тогда возможна работа по нравственному совершенствованию.
Без этого мы просто замыкаемся в духовном тупике.
Подведем итог.
Давайте вдумаемся еще раз – познайте истину.Без знания истины говорить о свободе просто смешно и неумно. Но в то же время мы знаем, что познание истины – это огромная многолетняя духовная работа. Об этом нам свидетельствует многовековой реальный опыт святых отцов. А мы вообще отринули даже попытку духовного образования. Итак, что же мы имеем в результате этого. Общество сегодня уклонилось от выработки нравственных, духовных идеалов, провозгласив свободу выбора. Вся беда в том, что нам при этом не дали критериев выбора, не научили духовным законам. И это свобода выбора привела нас к свободе от самой нравственности. И понимается эта [color=green]свобода, прежде всего, как свобода от праведности, свобода от морали, свобода от памяти и заветов предков, свобода от обязанности воспитания себя, своих детей и близких, свобода от духовного совершенствования самого себя[/color]. Ибо безнравственному, бездуховному человеку мы сказали "выбирай". А выбирать надо, если говорить символическим языком, между очень полезным, но горьким рыбьим жиром и сладкой в красивой обертке шоколадной конфеткой, которая очень вредна и зубам, и печени, и желудку. И вот не научив человека даже основам нравственности (мы говорили, что подобных уроков нет), не привив ему, иммунитет от соблазнов, с издевательской насмешкой мы сказали ему:
"ТЫ СВОБОДЕН - ВЫБИРАЙ". Что это, если не самая отвратительная и омерзительная жестокость?!!
Настоятель домового храма Св. Праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Евгений (Соколов).